Верховный Суд (ВС) подтвердил: даже если ваша машина не получила повреждений в аварии, покидать место ДТП категорически нельзя. Иначе — лишение прав. Это решение стало итогом рассмотрения жалобы автомобилиста из Казани, который попытался избежать ответственности, сославшись на отсутствие механического контакта.

Инцидент произошел 12 декабря 2025 года в Советском районе Казани. Водитель Николай Алексеев, управляя Datsun on-DO, совершил резкое перестроение в правый ряд. Его манёвр создал помеху для движения автомобиля Chevrolet Orlando.
Водитель «Шевроле», пытаясь экстренно увернуться от внезапно маневрирующего Datsun, потерял управление и врезался в дорожный знак. Алексеев посчитал, что не имеет отношения к происшествию, поскольку его машина не контактировала с Chevrolet, и покинул место аварии.
Позднее Алексеева разыскала полиция. Мировой суд признал его виновным в оставлении места ДТП (ч. 2 ст. 12.27 КоАП) и лишил водительских прав на один год.
Алексеев обжаловал приговор вплоть до Верховного Суда, настаивая на том, что отсутствие механического контакта автоматически исключает его из числа участников ДТП.
Верховный Суд отклонил этот довод, сославшись на позицию Конституционного Суда. Согласно определению от 13 мая 2019 года, водитель признается участником ДТП независимо от того, нарушил ли он ПДД и произошло ли столкновение его автомобиля с другими объектами. Ключевое значение имеет наличие причинно-следственной связи.
Водитель транспортного средства, осуществляющий управление его движением, может быть признан участником ДТП независимо от того, были ли им нарушены ПДД и вступило ли управляемое им транспортное средство в столкновение с другими ТС.
Таким образом, признание водителя участником аварии определяется не только физическим ударом, но и тем, спровоцировали ли его действия последующие события.
Изучение видеозаписей, приобщенных к делу, подтвердило картину происшествия: Datsun Алексеева перестраивался сразу через два ряда в крайний правый, прямо перед Chevrolet Orlando. Водитель «Шевроле» был вынужден экстренно выруливать на обочину, где потерял контроль над машиной и врезался в знак.
ВС также установил, что Алексеев был полностью осведомлен о случившемся: он резко затормозил, остановив свой автомобиль поперек проезжей части в непосредственной близости от разбитого «Шевроле». После этого он уехал.
Факт сознательного побега был подтвержден показаниями свидетеля. Другой автовладелец догнал Алексеева и под видеозапись предложил ему вернуться на место аварии, но хозяин Datsun отказался, отрицая свое участие.
На основании этих фактов Верховный Суд сделал два ключевых вывода:
- Действия Николая Алексеева спровоцировали ДТП, несмотря на отсутствие физического контакта.
- Алексеев, будучи осведомлен о случившемся, сознательно скрылся с места происшествия, не выполнив обязанности участника дорожно-транспортного происшествия.
Приговор о лишении водительских прав был оставлен в силе.
Вывод: Водитель, спровоцировавший аварию, несет полную ответственность за оставление места происшествия, даже если его автомобиль не получил повреждений. В случае так называемого «бесконтактного ДТП» необходимо оставаться на месте и оформлять происшествие. Попытка скрыть свою роль в аварии, особенно при наличии повсеместных видеорегистраторов и камер наблюдения, неизбежно приведет к лишению водительского удостоверения.






