Несмотря на отсутствие легальных механизмов, в России процветает «серый» рынок автомобильных номеров с красивыми комбинациями. После того как Владимир Путин поддержал идею их официальной продажи, внимание к этой теме возросло, однако пока государство медлит, заветные знаки продолжают уходить с молотка за сотни тысяч и даже миллионы рублей.

Формально закон не позволяет продавать государственные регистрационные знаки (ГРЗ) отдельно от автомобиля, поскольку номер неотчуждаем от машины, на которую он зарегистрирован. Ранее планировалось, что полная легализация купли-продажи ГРЗ через «Госуслуги» или аукционы (по тарифам до 600 000 рублей) будет приносить в бюджет десятки миллиардов рублей ежегодно, но разработка соответствующего законопроекта была приостановлена.
Тем не менее, продавцы и покупатели активно используют законодательную лазейку. При утилизации или продаже автомобиля владелец имеет право сдать номерные знаки на хранение в ГИБДД на срок до одного года, а затем установить их на другое свое транспортное средство. Именно эта процедура легла в основу всех многоходовых схем перерегистрации на теневом рынке.
Продажей престижных ГРЗ занимаются как частные лица, так и профессиональные посредники, которых часто называют «номерными брокерами». Они работают через несколько ключевых каналов:
- Специализированные сайты-агрегаторы, представляющие собой каталоги для поиска номеров по региону и бюджету.
- Крупные онлайн-площадки объявлений, где номера продаются в комплекте с автомобилями-донорами — как правило, старыми и недорогими машинами.
- Тематические сообщества в социальных сетях и мессенджерах.
По экспертным оценкам, только на московских площадках одновременно может быть выставлено до 400 активных предложений.
Цена на «красивый» номер определяется исключительно спросом и амбициями продавца. Существует четкая градация престижности:
- «Три семерки» и аналоги: Комбинации с тремя одинаковыми цифрами (111, 777) — классика жанра. Стартуют от 150 000 рублей.
- «Зеркальные» и «Круглые»: Номера, читающиеся одинаково (например, 404, 272) или содержащие круглые числа (100, 200) либо числа первой десятки (001, 005). Цена — от 100 000 рублей.
- Максимальные комбинации: Наиболее ценными считаются знаки, где совпадают и цифры, и буквы (А111АА, С777СС). Их стоимость начинается от 600 000 рублей и выше.
- Особые серии (АМР, ЕКХ, ААА): Номера, исторически связанные с госструктурами, ценятся особенно высоко. Хотя миф об их «неприкосновенности» давно развенчан, высокий спрос раздувает цены до астрономических значений. Например, за А999МР77 в 2025 году просили 58 млн рублей, а за Х999АН99 — 120 млн рублей.
При этом простые «зеркалки» и «лесенки» (например, 123 или 678) считаются бюджетными вариантами, которые можно приобрести дешевле 100 000 рублей.
Как оформить «красивый» номер
Поскольку прямая покупка ГРЗ запрещена, используется схема с перерегистрацией автомобиля. Покупатель фактически приобретает транспортное средство, на котором установлен нужный знак (автомобиль-донор). После регистрации донора на себя в ГИБДД, покупатель немедленно подает заявление о сохранении номерных знаков. Затем автомобиль-донор может быть продан (часто обратно прежнему владельцу), а сохраненный номер устанавливается на основную машину покупателя.
Эта процедура полностью легальна, но требует времени и оплаты нескольких госпошлин. Минимальные расходы на перерегистрацию (новое СТС, внесение данных в ПТС) составят не менее 1025 рублей, не считая стоимости самого знака.
Ключевое ограничение: код региона и прописка
Важнейшее правило, которое нельзя игнорировать: цифры кода региона на покупаемом номере должны строго соответствовать месту постоянной регистрации (прописки) владельца. В противном случае ГИБДД откажет в постановке на учет.
Например, если вы прописаны в Москве, вы можете использовать только номера с кодами 77, 99, 97, 177, 199, 197, 777 и т.д. Покупка сочетания цифр другого региона будет пустой тратой денег, поскольку легализовать его без смены прописки невозможно.
Если вы являетесь владельцем автомобиля с уникальным номером и хотите его продать или сохранить при смене машины, при снятии её с учета необходимо подать соответствующее заявление в ГИБДД. Номер будет храниться под вашим именем в течение одного года. Чтобы продать его, используется описанная выше многоступенчатая схема с автомобилем-посредником, который регистрируется на покупателя только для того, чтобы тот мог сохранить нужный ГРЗ, а затем избавиться от машины.
Советские номера: раритет и ограничения
Черные номера образца СССР на белом фоне являются полноценным участником рынка «красивых» знаков. Их продажа осуществляется только вместе с автомобилем, на котором они закреплены. Цена на такие раритетные комплекты может быть очень высокой.
Однако нужно учесть, что при регистрации на нового владельца ГИБДД потребует заменить их на современные российские знаки. Ездить с советскими номерами после смены собственника запрещено. Старые таблички можно сохранить для выставок или частных коллекций.
Главный риск на нелегализованном рынке — мошенничество. Недобросовестные продавцы могут исчезнуть после получения предоплаты. Эксперты советуют не вносить задаток, тщательно проверять историю автомобиля-донора и проводить все расчеты непосредственно в ГИБДД во время регистрационных действий.
Поддержка идеи легализации на высшем уровне дает надежду на то, что в обозримом будущем этот рынок выйдет из тени. Это не только обеспечит дополнительные поступления в бюджет, но и сделает процесс покупки престижных номеров безопасным, прозрачным и доступным для всех, кто стремится к индивидуальности на дороге.







