С 1 ноября: изменения для водителей

С ноября 2025 года в силу вступил ряд важных административных и законодательных изменений, которые напрямую затрагивают всех автовладельцев: от автоматического списания транспортного налога до новых правил взимания утильсбора.

Транспортный налог: списание без суда

С 1 ноября 2025 года Федеральная налоговая служба (ФНС) получила новый инструмент для принудительного взыскания транспортного налога, минуя судебную стадию. Теперь процесс списания задолженности схож с алгоритмом взыскания неоплаченных штрафов ГИБДД.

Налоговики могут направлять поручения о списании средств должников непосредственно в банки. Если же денег на счетах недостаточно, ФНС обращается к судебным приставам для поиска имущества неплательщика.

С 1 ноября: изменения для водителей

Процедура принудительного взыскания работает следующим образом:

  • В течение трех месяцев с крайнего срока уплаты налога ФНС отправляет автовладельцу требование-уведомление (через Госуслуги, личный кабинет ФНС или почтой).
  • С этого момента у неплательщика есть полгода, чтобы опротестовать претензию налогового ведомства. Если взаимопонимание не найдено, вопрос решается в суде. В этом случае «автоматическое списание» невозможно.
  • Если же в течение полугода неплательщик не реагирует на уведомление, ФНС приступает к принудительному взысканию, поручая банкам списать необходимую сумму.

Важный нюанс: долги по транспортному налогу, образовавшиеся до 1 ноября 2025 года, ФНС автоматически списывать не имеет права.

С 1 ноября: изменения для водителей

Выборочные штрафы за ОСАГО: фокус на грузовиках и такси

В Москве камеры автоматической фиксации приступили к отслеживанию полисов ОСАГО у некоторых категорий транспорта. Как сообщил глава Национальной страховой информационной системы (НСИС) Николай Галушин, контроль запущен в отношении грузового транспорта, въезжающего в Москву, а также машин такси.

Правительство и страховщики уже несколько лет работают над запуском системы оформления штрафов за езду без ОСАГО с помощью камер ГИБДД. Основные сложности были связаны с интеграцией базы данных полисов с полицейской системой фиксации нарушений, а также с оформлением правового механизма «автоматических» штрафов.

С 1 ноября: изменения для водителей

Согласно действующей редакции КоАП, автовладелец без полиса ОСАГО получает новый штраф с каждой камеры, мимо которой проходит его маршрут. Первый штраф для физлица составляет 800 рублей, а все последующие — от 3000 до 5000 рублей. Таким образом, за один день незастрахованный автомобилист может получить штрафы на сотни тысяч рублей.

Именно поэтому сейчас в Госдуме обсуждается поправка к статье 12.37 КоАП, которая ограничит штрафование за езду без ОСАГО до одного раза в сутки. До принятия этой поправки полномасштабный запуск камер, отслеживающих незастрахованные машины, маловероятен. Более того, в конце ноября заместитель председателя комитета Совета Федерации Артем Шейкин заявил, что с 1 ноября «автоматические» штрафы с камер вводиться не будут.

Тем не менее, не исключено, что камеры уже начали фиксировать нарушения у грузовиков и такси. Окончательная ясность наступит, когда владельцы этих транспортных средств начнут получать первые постановления.

С 1 ноября: изменения для водителей

Перенос повышения утильсбора на 1 декабря

Эпопея с утилизационным сбором продолжается. Несколько месяцев назад Минпромторг подготовил проект постановления, предполагающий радикальное повышение величины сбора для автомобилей с мотором мощнее 160 л.с., ввозимых как юридическими, так и физическими лицами.

Изначально планировалось, что новые тарифы вступят в силу 1 ноября 2025 года. Из-за сильного негативного общественного резонанса первый вице-премьер Денис Мантуров поручил проработать отсрочку даты.

С 1 ноября: изменения для водителей

Ведомство объявило, что новые тарифы планируется ввести с 1 декабря 2025 года. Перенос сделан для того, чтобы люди, уже купившие мощные машины за рубежом, успели их ввезти и растаможить в России по старым правилам.

Прежде чем любые изменения в методику расчета утильсбора заработают на практике, их должно сначала одобрить и утвердить правительство, затем зарегистрировать Минюст, и только после этого опубликовать на портале pravo.gov.ru. Успеет ли новая методика пройти все эти бюрократические процедуры за месяц, пока остается неясным.

Владмир Криницин

Публицист и политолог. Освещаю самые важные новости.