Рекорд экономичности 4818 км на баке не побит 36 лет

Недавний рекорд экономичности, установленный раллийным чемпионом Мико Марчиком на серийной Skoda Superb (2,61 л/100 км на дистанции 2831 км), вновь привлек внимание к предельным возможностям дизельных двигателей. Однако даже этот впечатляющий результат уступает историческому достижению Audi 1989 года, когда инженеры показали фантастические 1,76 литра на 100 км.

В 1989 году на Международном автосалоне во Франкфурте компания Audi совершила двойной прорыв. Во-первых, она представила Audi 100 — первый в мире серийный автомобиль, оснащенный пятицилиндровым турбодизелем с непосредственным впрыском (TDI). Этот 2,5-литровый агрегат выдавал 120 л.с. и солидные 265 Нм, что для дизеля того времени было выдающимся показателем.

Но настоящей сенсацией стала другая цифра. Инженеры заявили, что в ходе испытаний этот автомобиль проехал 4818 километров на одном 85-литровом баке. Это соответствовало среднему расходу всего 1,76 литра на 100 км! Для сравнения: современные гибриды-рекордсмены тратят около 2,5–3 литров. Новость вызвала ажиотаж и породила вопрос: если такая экономия возможна, почему мы до сих пор платим за топливо так много?

AUDI

Сенсация быстро обросла конспирологическими теориями о том, что автопроизводители якобы скрывают суперэкономичные технологии. Однако реальность оказалась прозаичнее. Специалисты по проверке фактов быстро выяснили, что рекордный Audi 100 TDI не был серийной машиной. Это был специально подготовленный прототип, автомобиль-лаборатория, в котором каждая деталь была оптимизирована исключительно для минимального расхода.

Инженеры Audi внесли в прототип множество доработок:

  • Аэродинамика: кузов был опущен, а решетка радиатора частично закрыта.
  • Вес: демонтировали звукоизоляцию и другие «лишние» элементы.
  • Шины: давление подняли до экстремальных 4 бар (вместо стандартных 2–2,6) для минимизации сопротивления качению.
  • Двигатель: снизили степень сжатия, отполировали каналы, установили специальные форсунки и использовали менее вязкое масло.
  • Навесное оборудование: вакуумный насос тормозной системы перевели на электрическое питание, чтобы не отбирать мощность у основного мотора.

К тому же заезд проводился в практически идеальных условиях со средней скоростью 60 км/ч. Как позже заявил бывший технический директор Audi Юрген Штокмар, серийная версия была значительно тяжелее, комфортнее, мощнее и, увы, прожорливее.

AUDI

Серийный Audi 100 TDI, который появился в продаже, расходовал 5,7–6,0 л/100 км. Это был замечательный результат для того времени, но высокая цена (более 46 000 марок) сделала модель эксклюзивной. Ее тираж составил всего 2891 экземпляр.

Audi не была одинока в своих поисках. Идея довести расход до минимума позже воплотилась в реальные, хотя и нишевые, серийные модели. Volkswagen добился расхода 2,99 л/100 км в моделях Lupo 3L и Audi A2 1.2 TDI. Апогеем стал концепт Volkswagen XL1 (2011 г.), который потреблял всего 0,89 л/100 км, но его цена в 111 000 евро делала его недоступным для массового рынка.

Škoda

Недавний рекорд Skoda Superb 2025 года продолжает эту эволюцию. Он доказывает, что современные серийные автомобили в умелых руках уже способны на феноменальную экономию без использования запредельных технологий. Более того, даже бензиновые гибриды демонстрируют впечатляющие цифры. Например, в 2024 году Toyota Prius пятого поколения в ходе испытаний в США установила самый низкий расход топлива среди серийных гибридных автомобилей — 2,53 л/100 км, что оказалось значительно ниже паспортного показателя.

Toyota

Сравнение рекордов Audi 1989 года и Skoda 2025 года прекрасно иллюстрирует вечный принцип автопрома. Рекорды — это демонстрация технологического потенциала и вдохновляющий вектор развития. Но путь к массовому потребителю всегда лежит через компромисс между стоимостью, комфортом, безопасностью и динамикой.

Главный прогресс заключается в том, что этот компромисс смещается. То, что вчера было возможно лишь на специально подготовленном прототипе, сегодня достижимо на серийном автомобиле с помощью интеллектуальных технологий и эффективной трансмиссии.

Владмир Криницин

Публицист и политолог. Освещаю самые важные новости.