Причины и последствия пожаров электромобилей

Недавние трагические случаи возгорания электромобилей, произошедшие прямо на дороге, вновь привлекли внимание к серьезным рискам, скрывающимся за экологичностью и тишиной батарейных машин. Проблема не нова, но современные инциденты показывают, что индустрия все еще ищет идеальные решения для обеспечения полной безопасности.

Тревожные вести осени 2024 года пришли из Китая. 23 октября в провинции Цзянсу во время движения по шоссе полностью сгорел футуристический минивэн Li Mega. Пожар начался в районе тяговой батареи и мгновенно уничтожил автомобиль. Водитель и пассажиры успели спастись.

Куда более трагический инцидент произошел за пару недель до этого, в ночь на 13 октября, в Чэнду. Новейший седан Xiaomi SU7 Ultra загорелся после ДТП. К несчастью, двери машины оказались заблокированы. Проезжавшие мимо автомобилисты не смогли открыть их и спасти водителя, что подчеркнуло критическую проблему безопасности в случае аварий.

Эти резонансные происшествия не уникальны. Проблема возгорания электрокаров существует давно, и ниже приведены знаковые случаи, которые получили широкий резонанс и заставили автопроизводителей кардинально пересмотреть подходы к безопасности.

Chevrolet Volt, США, 2011 год: Угроза, проявившаяся позже

Пожар гибрида Volt стал классическим примером «отложенного» возгорания. Автомобиль успешно прошел стандартный боковой краш-тест, но неожиданно вспыхнул на стоянке через три недели. Расследование Национального управления безопасности дорожного движения США (NHTSA) установило, что причиной стало короткое замыкание, вызванное протечкой охлаждающей жидкости из системы терморегуляции батареи после удара. Этот случай вынудил General Motors усилить защиту батарей и подтолкнул спасательные службы к разработке строгих протоколов по обесточиванию электромобилей после серьезных аварий.

Tesla Model S, США и Мексика, 2013 год: Уязвимость днища

Осенью 2013 года произошла серия из трех возгораний Model S. Два наиболее нашумевших инцидента в США были вызваны наездом на крупный металлический мусор, который пробил защитную пластину днища и повредил один из модулей батареи. Схожий сценарий повторился в Теннесси. Третий случай в Мексике был результатом высокоскоростного столкновения с бетонным ограждением.

Несмотря на то, что жертв удалось избежать, инциденты выявили серьезную уязвимость массивного аккумуляторного блока. В ответ компания Илона Маска предприняла беспрецедентные шаги: все автомобили Model S были бесплатно доработаны. Инженеры установили под днище дополнительный титановый щит и алюминиевые прутья для защиты от пробоя, а также выпустили обновление прошивки, увеличивающее клиренс на высоких скоростях.

Tesla Model S, Гонконг, май 2019 года: Пожар на парковке

Еще один случай возгорания Model S произошел на парковке в Гонконге. Автомобиль стоял неподвижно около получаса, когда начался сильный дым, а затем вспыхнуло пламя. Расследование Tesla показало, что причиной стало короткое замыкание в практически полностью заряженной батарее. Этот инцидент привлек внимание к важности эффективного термического управления аккумулятором не только во время движения или зарядки, но и в режиме простоя.

Chevrolet Bolt EV, 2020–2021: Системный кризис и отзыв

Осенью 2020 года началась серия самовозгораний Bolt EV, многие из которых происходили при заряде выше 90%. Самый резонансный случай произошел в апреле 2021 года в Вирджинии, когда автомобиль, не подключенный к зарядке, загорелся в гараже жилого дома, нанеся значительный ущерб.

Совместное расследование General Motors и LG Energy Solution выявило два критических производственных дефекта в литий-ионных ячейках: повреждение анода и смещение сепаратора. Одновременное наличие этих проблем создавало риск теплового разгона. После того как первоначальное программное ограничение заряда оказалось недостаточным, GM приняла решение полностью остановить продажи Bolt EV и отозвать около 140 тысяч проданных автомобилей для полной замены всех аккумуляторных модулей.

Hyundai Kona Electric, 2020–2021: Глобальный отзыв после взрыва

Серия возгораний кроссовера Hyundai Kona Electric также привела к масштабной отзывной кампании, затронувшей около 77 тысяч автомобилей. Переломным моментом стал взрыв на канадском острове Бизар в июле 2020 года: автомобиль, припаркованный в гараже, взорвался с такой силой, что сорвал крышу гаража и отбросил его дверь на улицу.

Расследование, проведенное с поставщиком LG Energy Solution, выявило производственный дефект: загибы тонкой медной фольги внутри ячеек, которые могли вызвать короткое замыкание. Под давлением регуляторов, Hyundai приняла чрезвычайно затратное решение о полной замене высоковольтных батарей новыми, усовершенствованными модулями, что обошлось компании в сотни миллионов долларов.

Пожар грузового судна Felicity Ace, февраль 2022 года: Катастрофа в океане

В Атлантическом океане загорелся паром с 3 828 автомобилями, включая тысячи электромобилей концерна Volkswagen. Пожар, вызванный возгоранием литий-ионных батарей, оказалось невозможно потушить. В результате судно затонуло, причинив убытки на сотни миллионов долларов.

Глава судоходной компании Бенте Марине отметила, что тушение горящего электромобиля в открытом море часто непосильно для экипажа. После этого инцидента компания запретила перевозку электромобилей на своих паромах. Portuguese Naval Forces / Handout/Anadolu Agency via Getty Images

Ford F-150 Lightning, США, февраль 2023 года: Цепная реакция на складе

Инцидент на стоянке готовой продукции в Детройте продемонстрировал новый тип риска для производителей: возгорание одного пикапа Ford F-150 Lightning из-за производственного дефекта в батарее привело к цепной реакции, быстро перекинувшись на два соседних автомобиля.

Этот случай произошел не в движении и не во время зарядки, а на площадке хранения, подчеркнув риск спонтанного возгорания у неподвижных машин. Ford немедленно остановил производство и отозвал партию пикапов. Происшествие заставило всю индустрию пересмотреть протоколы складирования и транспортировки электромобилей из-за угрозы цепного распространения огня.

Xpeng G3, Шэньчжэнь, март 2022 года: Статистика не в пользу Китая

Полное сгорание кроссовера Xpeng G3 в Шэньчжэне стало третьим зарегистрированным возгоранием этой модели. Согласно данным Beijing Institute of Technology, 38,5% возгораний электромобилей в Китае происходят в статическом состоянии (когда машина не заряжается и не двигается).

Проблема Xpeng, вероятно, заключалась в комбинации дефектов ячеек и недостатков в системе управления батареей (BMS). Этот случай, на фоне шокирующего роста возгораний в Китае (640 инцидентов только за I квартал 2022 года), заставил местных производителей пересмотреть протоколы проверки и усилить защиту батарей.

Proterra, 2023–2024: Отзыв после банкротства

Проблемы с электробусами Proterra переросли в системный кризис. Крупный пожар на складе в Калифорнии в 2023 году, где сгорело несколько единиц техники, продемонстрировал риски коммерческого электротранспорта.

В 2024 году, уже после банкротства компании, Национальное управление безопасностью движения на трассах (NHTSA) инициировало отзыв около 483 электробусов Proterra. Расследование выявило опасный производственный дефект: перегрев электрической цепи вентилятора радиатора, создающий угрозу возгорания. Новый владелец активов предложил программное обновление для ограничения скорости вентилятора.

Audi e-tron GT, сентябрь 2024: Пожар на сервисном подъёмнике

Новый Audi e-tron GT вспыхнул прямо в дилерском центре в Индиане, находясь на сервисном подъёмнике на высоте двух метров. Автоматическая система пожаротушения оказалась неэффективной против быстро распространяющегося огня.

Пожарные столкнулись с характерными трудностями: густой дым, расположение источника возгорания в днище и, главное, многократные повторные возгорания из-за продолжающегося теплового разгона. Для ликвидации угрозы автомобиль пришлось извлекать спецсредствами и транспортировать с постоянным сопровождением пожарного расчета. Инцидент произошел несмотря на то, что ранее производитель уже проводил отзывную кампанию, связанную с риском короткого замыкания в высоковольтных батареях этой модели.

Выводы и рекомендации

Чтобы минимизировать риск возгорания электромобиля или гибрида, необходимо соблюдать следующие ключевые правила:

  • Соблюдайте режим зарядки. Используйте только сертифицированные устройства и следуйте рекомендациям производителя. Избегайте частой зарядки до 100% или полной разрядки (до 0%) в повседневной эксплуатации.
  • Регулярное ТО. Проходите плановое техническое обслуживание, уделяя особое внимание диагностике высоковольтной батареи и ее системы охлаждения.
  • Избегайте механических повреждений. Аккумуляторный блок чрезвычайно чувствителен к ударам о бордюры или глубокие выбоины на дороге.
  • Диагностика после ДТП. После серьезного дорожного инцидента, даже при кажущихся незначительными внешних повреждениях, немедленно пройдите полную диагностику в авторизованном сервисном центре. Внутренние повреждения могут привести к возгоранию спустя недели.
  • Правильное хранение. Не оставляйте автомобиль на длительную стоянку с полностью разряженным или полностью заряженным аккумулятором.
  • Реагируйте на сигналы. При появлении запаха гари, нехарактерных шумов или сообщений о неисправности на панели приборов немедленно прекратите эксплуатацию и обратитесь к специалистам.

Соблюдение этих правил поможет значительно снизить потенциальные риски, связанные с эксплуатацией современных электрокаров.

Владмир Криницин

Публицист и политолог. Освещаю самые важные новости.