Новый утильсбор: подорожание автомобилей с 1 ноября

С 1 ноября 2024 года в России кардинально меняется методика расчета утилизационного сбора: теперь ключевым фактором, определяющим стоимость импорта автомобиля, становится мощность двигателя. Это нововведение неизбежно приведет к очередному витку роста цен как на новые, так и на подержанные машины, особенно для частных импортеров.

Несмотря на то, что проект постановления Минпромторга, вносящий изменения в регулирующий документ от 2013 года, вызвал массовое недовольство (более 130 тысяч «дизлайков» и митинги на Дальнем Востоке), министр промышленности и торговли Алиханов подтвердил, что принятие нового «утиля» — вопрос решенный. Все инициативы по отсрочке были отклонены.

Утилизационный сбор действует с 2013 года и изначально взимался с компаний-импортеров, а затем был распространен и на отечественных производителей (в 2013 году). Ставки индексировались в 2016, 2018 и 2020 годах. С 1 октября 2024 года методика расчета уже претерпела изменения, что привело к значительному росту платежей для автопроизводителей и компаний-импортеров.

До 1 ноября текущий утильсбор рассчитывается умножением базовой ставки (20 000 рублей) на коэффициент, который зависит от объема двигателя, возраста машины и типа импортера (физическое или юридическое лицо). Мощность мотора при этом не учитывалась.

С ноября вводится дополнительный, решающий параметр — мощность мотора. Это особенно сильно ударит по частным лицам, ввозящим автомобили из-за рубежа для личного пользования.

Сейчас для частников, если объем двигателя не превышает трех литров, сбор минимален:

  • Автомобили не старше трех лет (коэффициент 0,17): 3 400 рублей.
  • Автомобили старше трех лет (коэффициент 0,26): 5 200 рублей.

Важное условие: машину нельзя продавать в течение года. В случае нарушения применяется коммерческий коэффициент для юридических лиц (78,14), и сбор мгновенно вырастает до 1 562 800 рублей. При этом, важно подчеркнуть: мощность мотора сейчас роли не играет.

Новая методика сохранит низкие ставки только для машин мощностью до 117,68 кВт (160 л.с.) включительно. Для всего, что выше, вводятся новые коэффициенты, которые будут одинаковыми как для физических, так и для юридических лиц. С каждым новым диапазоном мощности и с каждым последующим годом эти коэффициенты будут расти.

Влияние на разные категории автомобилей

Моторы до одного литра.

Если человек ввозит малолитражку мощностью, например, 160,1 л.с. (диапазон «от 117,69 до 139,75 кВт включительно»), он попадает под новые коммерческие ставки. Для нового авто (до трех лет) коэффициент 12,08, что дает 241 600 рублей. Для авто старше трех лет (коэффициент 23,7) — 474 000 рублей.

Сложно оценить, как это изменит рынок малолитражного параллельного импорта, поскольку мощные модели здесь редки. Например, Honda Crider 1.0 CVT (122 л.с.) остается в льготной категории, поскольку ее производительность ниже 160 л.с.

Двигатели объемом от 1 до 2 литров.

Если мощность превышает 160 л.с., коэффициенты начинаются от 37,5 (для новых) и 62,2 (для возрастных). Таким образом, минимальный сбор составит 750 000 рублей за почти новый автомобиль и 1,244 млн рублей за подержанный.

Например, седан Kia K5 с мотором 1,975 литра (240 л.с.) возрастом до трех лет сейчас можно приобрести за 3,4 млн рублей. После пересчета утильсбора по новой методике к цене такой машины добавится 842 000 рублей.

При этом, модели, укладывающиеся в 160-сильный лимит, можно будет и в дальнейшем ввозить «на физлицо» без повышенного сбора. К ним относится, например, Kia K5 с мотором 1,999 литра (150 л.с.) или Skoda Octavia IV (A8) с 1,4-литровым турбомотором (150 л.с.).

Двигатели объемом от 2 до 3 литров.

Для мощных агрегатов (свыше 160 л.с.) установлены коэффициенты 96,11 (новые ТС) и 144,00 (старше трех лет), что соответствует уровню для юрлиц. Это означает, что за ввоз свежего автомобиля придется заплатить 1,922 млн рублей, а за трехлетний — 2,88 млн рублей.

Например, для Toyota Camry IX (XV80) с 2-литровым бензиновым ДВС (173 л.с.) новый утилизационный сбор составит 750 000 рублей. Для 197-сильного параллельного гибрида — 794 000 рублей.

Тут следует пояснить, что для так называемых «параллельных гибридов» (где двигатель имеет механическую связь с колесами) утилизационный сбор рассчитывается по той же методике, что и для негибридных авто с ДВС. Стоимость такого седана, привозимого сейчас за 3,5 млн рублей, увеличится на порядка 800 тысяч рублей.

Двигатели объемом более трех литров.

В этом сегменте льготные ставки (до 160 л.с.) не применяются, поскольку таких маломощных моделей нет. Присутствуют только гораздо более мощные модели, преимущественно из премиум-сегмента.

Рассмотрим Mercedes-Benz S-Класс 580 4MATIC с 4-литровым мотором мощностью 503 л.с. младше трех лет. Сейчас доля утильсбора в его цене составляет примерно 2,74 млн рублей. С рассчитанным по-новому «утилём» она вырастет до 3 214 600 рублей. Повышение цены на 474 600 рублей для покупателя, готового выложить 35 миллионов, не выглядит критичным.

Для аналогичного подержанного авто старше трех лет сбор вырастет на 695 200 рублей (с 3 604 800 рублей до 4 390 000 рублей).

Электромобили и последовательные гибриды.

На текущий момент для электромобилей и последовательных гибридов при ввозе частным автовладельцем действует тот же льготный коэффициент, что и для машин с ДВС объемом менее трех литров: 3 400 и 5 200 рублей для новых и старых ТС соответственно.

Напомним: у последовательного гибрида ДВС лишь приводит в действие электрогенератор и не имеет механической связи с колесами.

Минпромторг предлагает оставить минимальные сборы лишь для самых маломощных электрокаров и последовательных гибридов: до 58,84 кВт (80,2 л.с.). Важно отметить, что в расчетах участвует не пиковая, а «30-минутная мощность» — максимальная производительность, которую электросиловая установка может поддерживать в течение получаса.

Как только мощность превышает 80,2 л.с., коэффициенты резко возрастают до 41,3 (новые) и 68,4 (подержанные). Это приводит к сборам в размере 862 000 рублей и 1,368 млн рублей соответственно, что даже выше текущих коммерческих ставок для импортеров электрокаров.

Например, для трехлетнего полноприводного Tesla Model X Plaid (30-минутная мощность 321 л.с.) утильсбор вырастет с 667 400 рублей до 3 040 000 рублей, что приведет к соответствующей корректировке текущих рыночных цен.

У популярного последовательного гибрида Lixiang L7 30-минутная мощность составляет 197 л.с. (144,9 кВт). Коэффициент — 91,4. Этому соответствует сумма сбора в 1 828 000 рублей. Разница со знаком «плюс» по сравнению с ныне действующим «утилём» — 1 160 600 рублей. Это существенная прибавка к стоимости машины, которая сейчас составляет 5,5–6,6 миллиона рублей.

Выводы.

Изменение методики расчета утильсбора, вступающее в силу с 1 ноября, сильнее всего ударит по тем, кто планировал привезти мощный автомобиль, включая электромобили и гибриды. Фирмам-посредникам, занимающимся доставкой машин из Азии, придется переориентироваться на маломощные автомобили с моторами отдачей до 160 л.с.

Остается открытым вопрос, насколько эти меры простимулируют азиатских автопроизводителей к локализации производства в России для получения ценового преимущества перед конкурентами.

Владмир Криницин

Публицист и политолог. Освещаю самые важные новости.