Кира Муратова, выдающийся режиссер и актриса, родилась 91 год назад. Ее творческий путь был ознаменован постоянным противостоянием цензуре, которую она встречала с удивительным спокойствием, тогда как личная жизнь артистки всегда оставалась окутанной тайной.

Кира Короткова родилась 5 ноября 1934 года в Сороках (на тот момент — Румыния). Ее мать Наталия была гинекологом, дослужившейся впоследствии до поста заместителя министра здравоохранения СРР. Отец, Юрий Коротков, боролся с фашистским режимом и был расстрелян в 1941 году после неудачного десанта. Семилетняя Кира пережила это время в эвакуации в Ташкенте.
После войны они с матерью переехали в Бухарест. Самым ценным бонусом успешной карьеры Наталии для юной Киры стал специальный пропуск, открывавший двери всех местных кинотеатров. Именно тогда она бесповоротно влюбилась в кинематограф, что привело ее во ВГИК, на курс Сергея Герасимова.
В 1960 году Короткова перебралась в Одессу, где начала работать на местной киностудии. Там она вышла замуж за режиссера Александра Муратова и родила дочь Марианну. Первые совместные работы — «У крутого яра» и «Наш честный хлеб» — уже предвещали формирование уникального стиля Муратовой.
Брак быстро распался. Александр Муратов объяснял развод тем, что оба были «молодыми и резкими». Он уехал продолжать карьеру в Киев, а Кира осталась в Одессе, начав снимать самостоятельно.
«Если бы мы с Кирой не развелись, она бы не стала той Кирой Муратовой, которую все знают. Она, пожалуй, единственный сюрреалист в российском кино. Первые картины я ей помогал делать — у меня было больше производственного опыта, я ведь начинал учиться на операторском», — пояснял спустя годы экс-супруг режиссера.
Первым серьезным ударом цензуры стал фильм 1967 года «Короткие встречи». Муратова выступила не только режиссером, но и исполнительницей главной роли. Критики хвалили поэтичность ленты, но советская цензура сочла ее «слишком интимной». Картина с участием Владимира Высоцкого вышла ограниченным тиражом и получила настоящее признание лишь спустя два десятилетия.
Еще более трагичной была судьба «Долгих проводов» — истории о матери и сыне-подростке. Ленту запретили к показу на 16 лет, обвинив Муратову в декадентстве и пессимизме. Режиссер попала в «черный список», но это лишь укрепило ее творческую решимость.
«Я стала так мечтать, что давайте я буду снимать, а вы их складывайте куда-нибудь. И не показывайте, и не смотрите, просто дайте мне этим заниматься, я же такие дешевые фильмы снимаю, они недорого вам стоят. Я очень долго жила в таком понятии, что мои фильмы должны лежать где-то в подвале, их никто не должен смотреть. Такой вид существования меня абсолютно устраивал», — рассказывала Кира Муратова.
Временно покинув Одессу, Муратова сняла драму «Познавая белый свет» в Ленинграде. После того как конфликт с властями утих, она вернулась в Одессу и вышла замуж за молодого художника-постановщика Евгения Голубенко.
Настоящий творческий расцвет Муратовой пришелся на годы перестройки и эпоху гласности. Картина «Астенический синдром» произвела фурор, удостоившись «Ники» и Спецприза Берлинского кинофестиваля. Режиссер признавалась, что впихнула в фильм всё, что только могла, поскольку наконец появилась свобода слова.
«Считаю, что я дитя перестройки. Большую часть фильмов сняла после нее, когда появилась свобода слова. Свобода слова — вот это для меня успех! Когда человек в любой форме может сказать то, что он хочет сказать», — рассуждала сценаристка.
В 90-е и 00-е годы Муратова активно работала: вышли «Чувствительный милиционер», «Увлеченья», «Три истории», «Настройщик», «Два в одном». Однако съемки «Мелодии для шарманки» (ночные и зимние) отняли у режиссера много сил. Здоровье Киры Георгиевны ухудшалось, и вышедший в 2012 году фильм «Вечное возвращение» стал ее последней работой.
Несмотря на то, что Муратова при жизни стала легендой авторского кино, ее биография содержала множество пробелов. Самой большой тайной оставалась личная жизнь.
- Однажды режиссер упомянула о смерти маленького ребенка, но о ком именно шла речь, до сих пор неизвестно.
- Муратова никогда не комментировала трагический уход из жизни своей единственной дочери Марианны. Первый муж режиссера, Александр Муратов, отмечал, что после гибели Марьяны их умеренное общение сошло на нет.
Известно, что Марианна рано вышла замуж и родила двух сыновей, одного из которых, Антона, зрители увидели в «Вечном возвращении». Обстоятельства смерти Марианны остаются неясными: по одной версии, она скончалась из-за наркотиков, и внуков взяла под опеку бабушка. По другой — Марианна лишилась родительских прав еще до смерти и якобы погибла после избиения в отделе полиции.







