Каждое 8 сентября, начиная с 1967 года, мир отмечает Международный день грамотности. День, предназначенный для того, чтобы подчеркнуть и продвигать образование в то время, когда мир превращается в глобальную деревню, а образование объединяет население. Глобальный уровень грамотности вырос за эти годы, поскольку молодежь во всем мире охватывает образование, а гендерный разрыв в образовании неуклонно сокращается. Однако две трети из более чем 750 миллионов неграмотных взрослых составляют женщины. Цель в области устойчивого развития (ЦУР) направлена на обеспечение грамотности всего мира к 2030 году. Около 86% населения мира старше 15 лет грамотны, в то время как 91% молодежи в возрасте от 15 до 24 лет грамотны. Около 78% взрослых в возрасте 65 лет и старше умеют читать и писать. Мужчины более грамотны, чем женщины, но разрыв в неравенстве сокращается, поскольку мир охватывает образование для обоих полов. В 2000 году программа «Образование для всех» (ОДВ) установила 2015 год как крайний срок для повышения глобальной грамотности на 50%, но большинство стран не достигли цели.
Содержание
Региональный дисбаланс в показателях грамотности
Половина мирового неграмотного населения проживает в Южной Азии, в то время как 27% – в Африке к югу от Сахары, 10% – в Юго-Восточной и Восточной Азии, 9% – в Западной Азии и Северной Африке, а 4% – в Карибском бассейне и Латинской Америке. На Центральную Азию, Северную Америку, Океанию и Европу приходится менее 2%. Южная Азия и страны Африки к югу от Сахары являются наименее грамотными регионами. Молодежь в возрасте от 15 до 24 лет является самой грамотной в мире благодаря увеличению образования среди молодого поколения. В Северной Америке, Европе, Карибском бассейне, Латинской Америке и Центральной Азии проживает самое грамотное население, так как в большинстве стран уровень грамотности среди молодежи и взрослых в возрасте до 65 лет превышает 95%.
Гендерный дисбаланс
Южная Азия, Западная Азия и Африка далеки от достижения гендерного паритета в образовании. Мужчины во всем мире получают большее и лучшее образование, чем женщины, но гендерный разрыв в этих регионах более выражен, чем в Европе, Центральной Азии и Северной Америке. В среднем женщины старше 15 лет на одну пятую менее склонны к образованию по сравнению с мужчинами той же возрастной группы. В этом неравенстве виноваты культурные традиции, ранние браки, бедность и неадекватные образовательные возможности. Европа и Северная Америка имеют наименьшие различия, поскольку женщины и мужчины в возрасте от 15 до 24 лет получают равное образование.
Тенденции Грамотности
Северная Африка, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Западная Азия и Восточная Азия достигли значительного прогресса в распространении грамотности среди взрослого населения по сравнению с 1990-ми годами. За этот период в Южной Азии был отмечен самый значительный шаг от 46% до 72%. Молодежь является ключом к грамотности населения, так как образованные родители чаще обучают своих детей. Молодежь в возрасте от 15 до 24 лет является самой грамотной в мире, поскольку грамотность достигается посредством формального образования, в отличие от программ обучения грамоте взрослых, которые могут быть недоступны для всех неграмотных взрослых. Навыки грамотности со временем могут быть потеряны из-за отсутствия практики, хотя это затрагивает небольшую часть населения, особенно людей старше 65 лет. Молодежь в Африке и Азии более образованна, чем в прошлом. В глобальном масштабе грамотность молодежи возросла с 13% до 91% по сравнению с 50 лет назад.
Грамотность в Центральной Азии
Центральная Азия – самый грамотный регион мира, где более 99% молодежи и взрослых обоих полов обладают способностью читать и писать. Страны в этом регионе – Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Туркменистан. Грамотность в Центральной Азии объясняется бесплатным базовым образованием от дошкольного до начального уровня и государственной политикой обеспечения 100% зачисления. Центральная Азия стала независимой после распада Советского Союза и сразу же сосредоточилась на образовании как жизненно важном компоненте экономики. В начале тысячелетия и через десять лет после распада Советского Союза страны уже сообщали об уровне грамотности в 95%.
Будущее грамотности
По состоянию на 2018 год более 750 миллионов взрослых, в том числе более 100 миллионов молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, не могли читать или писать простые предложения и считались неграмотными. Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, направлены на то, чтобы изменить это и обеспечить к 2030 году всеобщий уровень грамотности среди молодежи и глобальный уровень грамотности, превышающий 90%. Новая цель требует комплексного подхода для мониторинга прогресса и поддержки выработки политики на государственном уровне. Доступ к образованию является ключом к грамотности, особенно среди молодого поколения. Несмотря на достигнутые успехи и многообещающее будущее, существуют препятствия для общей глобальной грамотности, включая войны, бедность и перемещение населения.
Какой процент мирового населения является грамотным?
Индикатор | Взрослые (в возрасте 15 лет и старше) | Молодежь (в возрасте 15-24 лет) | Население в возрасте 25-64 лет | Пожилые люди (в возрасте 65 лет и старше) |
---|---|---|---|---|
Глобальный уровень грамотности (%) | ||||
Оба пола | 86 | 91 | 86 | 78 |
Мужчины | 90 | 93 | 90 | 83 |
женщины | 83 | 90 | 82 | 73 |
Индекс гендерного паритета | 0,92 | 0,96 | 0,92 | 0,87 |