«Тройная корона автоспорта» — это неофициальное, но самое престижное достижение в мире гонок, требующее побед в трех культовых марафонах и Гран-при. За почти вековую историю эту высоту покорили лишь один пилот — Грэм Хилл — и одна гоночная команда — британская McLaren.

Как и многие традиции в мире скорости, формат «тройной короны» пришел в автоспорт из скачек. В середине XIX века появилась «Тройная корона чистокровных лошадей» — серия заездов для лошадей-трёхлеток, включавшая скачки «2 000 гиней» (Ньюмаркет), «Дерби» (Эпсом-Даунс) и «Сент-Леджер» (Таун-Мур). Победа в них считалась наивысшим достижением для наездника и скакуна. Когда на смену живым коням пришли «железные», гонки на моторах переняли и эту традицию.
Изначально «Тройной короной» автоспорта считались победы в гонках «500 миль Индианаполиса» (с 1911 года), «24 часа Ле-Мана» (с 1923 года), а также завоеванный титул в личном зачете Формулы 1 (с 1950 года).
Позднее формула была скорректирована: для завоевания «Короны» уже не обязательно становиться чемпионом Ф-1, но необходимо выиграть Гран-при Монако, который проводится с 1929 года. Независимо от выбранного формата, статистика остается неизменной: единственным гонщиком, покорившим все эти вершины, был британец Грэм Хилл.
«Мистер Монако»
Карьера Грэма Хилла была необычной. Уроженец Лондона, он изучал инженерное дело, служил в Королевском флоте, занимался греблей, а в автоспорт пришел только в 25 лет. Он начал с Формулы 3, дебютировал в Формуле 1 как механик Lotus, и лишь потом получил контракт пилота. В итоге Хилл даже попробовал себя в роли руководителя команды, освоив фактически все возможные амплуа в гонках. Примечательно, что его сын Дэймон в 1996 году также выиграл титул в Формуле 1, сделав их первой в истории серии парой отца и сына — чемпионов мира.
Грэм Хилл выиграл два титула Ф-1: первый в 1962 году в составе Owen Racing Organisation (на болиде British Racing Motors), а второй — в 1968 году с Team Lotus. Благодаря пяти победам в Гран-при Монако (1963, 1964, 1965, 1968 и 1969) он получил прозвище «Мистер Монако».
В те времена пилоты не были скованы жесткими контрактами и могли выступать в разных сериях. Хилл активно пользовался этой свободой: он побеждал в кузовном первенстве BTCC, выиграл гонку «Тарга Флорио» и участвовал в «британском вторжении» в США.
Победы, завершившие его «Тройную корону»:
- В 1966 году Хилл с первой попытки выиграл «500 миль Индианаполиса» на болиде Lola-Ford (Mecom Racing Team). Он стал первым гонщиком-дебютантом, покорившим культовую гонку с 1927 года.
- В 1972 году, присоединившись к Equipe Matra-Simca Shell, он в экипаже с французом Анри Пескароло одержал победу в общем зачете «24 часа Ле-Мана».
Этот успех окончательно оформил «Тройную корону» в любой ее вариации: Хилл выиграл «Инди 500», «24 часа Ле-Мана», Гран-при Монако и чемпионат мира Формулы 1. Достижение британца остается уникальным по сей день.
Среди современных пилотов к вершине ближе всех подошел Фернандо Алонсо. Он единственный действующий гонщик, выигравший два из трех состязаний в обеих версиях Короны:
- Победы в Формуле 1 (титулы 2005, 2006; Гран-при Монако 2006, 2007).
- Победы в «24 часах Ле-Мана» (2018, 2019).
Несмотря на несколько попыток (2017, 2019 и 2020 годы), «Инди 500» испанцу пока не покорилась (лучший результат — 21-я позиция).
Канадец Жак Вильнёв выигрывал «Инди 500» (1995, 1997) и дважды был вторым в Ле-Мане. Колумбиец Хуан-Пабло Монтойя побеждал в «Инди 500» (2000) и Гран-при Монако (2003), но в Ле-Мане участвовал лишь в классе LMP2, что не позволяло бороться за победу в общем зачете.
McLaren — единственная команда-обладатель
Среди автопроизводителей «Тройную корону» покоряли Mercedes-Benz (как производитель шасси и двигателей) и Ford (как создатель моторов). Но только McLaren является единственной гоночной командой, одержавшей победы во всех трех культовых гонках.
«500 миль Индианаполиса»: Британский коллектив впервые победил в 1972 году с Марком Донохью. Затем в 1974-м и 1976-м «Инди 500» для McLaren выигрывал Джонни Резерфорд.
Гран-при Монако: Пилоты McLaren выигрывали эту гонку 16 раз. Первым в 1984 году стал Ален Прост, за ним следовали Айртон Сенна (пять побед), Мика Хаккинен, Дэвид Култхард, Кими Райкконен, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон и Ландо Норрис.
«24 часа Ле-Мана»: Победа 1995 года стала исторической. McLaren F1 GTR выиграл суточный марафон с первой попытки, причем это был автомобиль категории GT, сумевший опередить чистокровные прототипы LM-WSC. Этому способствовали технические проблемы у конкурентов и 17 часов дождя. Экипаж состоял из француза Янника Дальма, финна Джей-Джея Лехто и японца Масанори Секии.
Победный McLaren F1 GTR (шасси №01R) до гонки был тестовым мулом, а после триумфа вернулся на завод в статусе музейного экспоната. Более того, в той гонке четыре из семи стартовавших F1 GTR оказались в топ-5, демонстрируя невероятное превосходство модели.
В честь этого уникального достижения в 2023 году McLaren представил суперкар 750S 3-7-59 Theme. Индекс модели отсылает к номерам гоночных автомобилей, принесших победы: №3 (McLaren M16D Джонни Резерфорда), №7 (McLaren MP4/2 Алена Проста) и №59 (McLaren F1 GTR экипажа Лехто/Секии/Дальма). В оформлении дорожного спорткара использованы элементы гоночных ливрей, а в монококе водительской двери даже установлен подлинный фрагмент болида Формулы 1.
Поскольку McLaren продолжает выступать в Формуле 1 и IndyCar, а в 2027 году планирует вернуться в гонки на выносливость с заводской командой, коллектив поставил перед собой амбициозную задачу: выиграть все три гонки «Тройной короны автоспорта» в течение одного сезона.






