Британский парламент: отчёт о программе истребителей ударил по Стармеру

Скоростные истребители F-35 часто преподносятся как чудо техники, однако недавний доклад британских парламентариев раскрывает иную картину: многомиллиардная программа Великобритании столкнулась с хроническими задержками, ростом расходов и подрывом боеспособности.

С момента запуска программы, возглавляемой США, прошло почти четыре десятилетия, но Великобритания имеет на вооружении лишь 37 самолётов F-35 из запланированных 138. Парламентарии отмечают, что постоянные задержки, вызванные нехваткой средств, не только привели к увеличению итоговых расходов, но и существенно подорвали боеспособность истребителей.

По данным Комитета по государственным счетам, ситуация усугубляется «неприемлемой» нехваткой пилотов и инженеров, что ограничивает частоту полётов. Эта резкая критика, вероятно, будет неприятна для нового главнокомандующего вооружёнными силами сэра Ричарда Найтона, который ранее возглавлял Королевские ВВС.

Хотя F-35 являются одними из самых передовых и малозаметных самолётов на планете, их потенциал реализуется только при наличии соответствующего вооружения и своевременных обновлений программного обеспечения. Однако постоянное сокращение оборонного бюджета Великобритании привело к тому, что военное руководство замедляло закупки и урезало заказы, пытаясь сэкономить в краткосрочной перспективе. В результате налогоплательщики столкнулись с гораздо большими расходами, а Королевские ВВС и морская авиация получили самолёты, не способные полностью реализовать свой потенциал.

Отдельные вопросы возникли и в связи с июньским заявлением премьер-министра Кира Стармера о планах приобретения варианта самолёта, способного нести американское ядерное оружие. Критики указали, что конкретные сроки ввода этого самолёта в эксплуатацию и оценка дополнительной стоимости названы не были.

Комитет по государственным счетам раскрыл прямые последствия такой политики, выделив пять ключевых проблем, возникших из-за стремления к краткосрочной экономии:

  • Стелс-технологии. Принятое в 2021 году решение Министерства обороны отложить инвестиции в лабораторию по оценке сигнатур воздушного пространства (жизненно важную для малозаметности F-35) сэкономило £82 млн, но ограничило возможности Великобритании по развёртыванию самолётов. Окончательное строительство лаборатории отложено до 2032 года.
  • Инфраструктура. Отсрочка на шесть лет строительства инфраструктуры для военно-морской эскадрильи привела к удорожанию проекта почти в три раза — с £56 млн до £154 млн.
  • Стоимость программы. Неспособность Минобороны точно рассчитать общую стоимость приобретения F-35. Новый, более высокий ценник — почти £57 млрд на 138 самолётов до 2069 года — был отвергнут депутатами как «нереалистичный», поскольку он не включает дополнительные расходы, например, на топливо.
  • Вооружение. Текущий парк самолётов F-35B не будет вооружён обычными ракетами для поражения наземных целей с безопасного расстояния до начала 2030-х годов.
  • Боеготовность. Военные заявляют, что истребители вертикального взлёта и посадки F-35B достигнут «полной боеготовности» к концу года (срок, который и так уже запаздывает на годы), даже несмотря на отсутствие ракет большой дальности и другие нерешённые проблемы.

Председатель комитета, сэр Джеффри Клифтон-Браун, заявил:

Принятие краткосрочных решений о расходах крайне нецелесообразно, если вы являетесь владельцем дома с протекающей крышей, не говоря уже о том, если вы реализуете сложную программу по созданию истребителей. Тем не менее, подобные решения широко принимались при управлении F-35.

Отчёт также акцентирует внимание на остром дефиците личного состава, который напрямую влияет на доступность имеющихся самолётов F-35. Депутаты указали на необходимость в 168 дополнительных инженерах, что составляет 20% от существующей рабочей силы, и отметили, что на решение этой кадровой проблемы «потребуется несколько лет». Дилемма с набором и удержанием персонала усугубляется «неудовлетворительным» размещением на авиабазе Мархэм, где F-35 базируются с 2013 года.

Владмир Криницин

Публицист и политолог. Освещаю самые важные новости.