В ближайшие пять-семь лет доля беспилотной техники в парке карьерных самосвалов России может достичь 10–15%, что отражает глобальный тренд на роботизацию горнодобывающей отрасли.

Идея автономного самосвала появилась еще 30 лет назад, когда компания Caterpillar представила первый проект для горнодобывающей отрасли. Сегодня в мире эксплуатируется около четырех тысяч таких машин. Самым известным примером успешного внедрения является международный концерн Rio Tinto: с 2008 года на австралийских месторождениях автономная спецтехника перевезла свыше миллиарда тонн породы. Управление при этом ведется операторами с центрального пульта, расположенного в Перте, за тысячи километров от рудника.
В России роботизированная техника пока в основном проходит тестирование. Автономные «БелАЗы» уже обкатывались на угольных разрезах Сибири («СДС-Уголь», «Кузбассразрезуголь») и на железорудных месторождениях Карелии («Карельский окатыш»).
Ключевой проект сейчас разворачивается на Дальнем Востоке, где при освоении Баимского месторождения на Чукотке (одного из крупнейших в мире запасов меди) внедряется полномасштабная автономная система. В июле Минэкономразвития РФ представило проект о введении экспериментального правового режима (ЭПР) для ООО «ГДК Баимская».
Генеральный директор ООО «Управляющая компания Баимская» Георгий Фотин подтвердил, что компания делает ставку на беспилотники:
«Когда мы структурировали этот проект, то приняли решение использовать беспилотные карьерные самосвалы. В нашем случае это 300-тонные машины — наиболее крупные из доступных сегодня на рынке. Суммарно у нас более 50 таких самосвалов. Планируем использовать и беспилотные буровые установки, экскаваторы также управляются из удаленного центра».
Главный плюс автоматизированной спецтехники — высокая производительность. Беспилотник работает по графику 24/7/365, ему не нужен перерыв на обед, отпуск или больничные. Кроме того, значительно повышается безопасность:
- Человек выводится из опасной среды, где возможны обвалы, загазованность и прочие неблагоприятные факторы.
- Снижается влияние человеческого фактора (усталости, невнимательности, ошибок), который является частой причиной аварий.
За счет полной автоматизации также удлиняется срок службы техники. По оценке специалистов «Баимской», внедрение беспилотных технологий может приносить экономию в десятки миллионов долларов ежегодно, в том числе за счет сокращения расходов на подготовку и содержание вахтовых городков. Вместе с тем, срок окупаемости автономной техники высок, что делает ее недоступной для средних компаний.
По мнению Георгия Фотина, внедрение технологий сдерживается двумя ключевыми факторами.
1. Нормативное регулирование. Регулятор не всегда успевает за новациями. В правовой базе РФ отсутствует четкий регламент, разрешающий эксплуатацию тяжелых беспилотных машин на открытых горных работах. Нет утвержденных протоколов безопасности, стандартов связи и требований к киберзащите таких систем.
2. Кадры. Операторов сначала нужно обучить в тренинговом центре, а потом доставить на Чукотку. «Мы проводим работу с дальневосточными колледжами и высшими учебными заведениями фактически по открытию новых специальностей», — отметил Фотин. Задача — перейти от автоматизированных решений, используемых на строительном этапе, к полностью автономным системам, которые будут внедряться уже на этапе эксплуатации месторождения.
Владимир Волошин, директор департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития России, подчеркивает, что развитие Дальнего Востока без роботизации невозможно в условиях кадрового дефицита.
«С учетом нехватки кадровых ресурсов эффективное развитие экономики Дальнего Востока без беспилотных технологий и роботизации невозможно. Президент поставил задачу расширить действие экспериментального правового режима (ЭПР) по беспилотным авиационным системам на весь Дальний Восток, что позволит использовать дроны массой более 30 килограммов во всех 11 субъектах макрорегиона. Напомню, сейчас ЭПР действует только на Камчатке и на отдельных территориях Сахалинской области (включая первый в России дронопорт Пушистый). Считаю правильным пойти дальше и одновременно с БАС снять все нормативные барьеры для внедрения роботизированных технологий на Дальнем Востоке. Важно отметить, что речь не про замену людей на роботов: идея в том, чтобы постепенно переходить на более эффективное использование занятых — тысячи человек сейчас трудятся на складских центрах, выполняя сортировку товаров и другую ручную работу, в то время как не хватает специалистов, которые нужны для реализации значимых инфраструктурных и ресурсообеспечивающих проектов. Здесь нужен комплексный подход, установление правильных приоритетов — важно снять ограничения для новых проектов».
 
 






