В современном автопроме за привычными логотипами скрываются глобальные империи. Стратегия мультибрендовости стала главным оружием концернов, позволяя им охватывать все сегменты рынка — от бюджетных малолитражек до эксклюзивных гиперкаров. Этот тренд подтверждает недавнее решение Toyota превратить легендарный седан Century в отдельный люксовый бренд.

Современный автопром — это игра в «шахматы», где фигурами выступают целые марки. Анонс Toyota на токийском автосалоне о расширении линейки Century кроссовером и купе гран-туризмо лишь подчеркивает этот глобальный сдвиг. Ниже мы рассмотрим пять мировых автогигантов с самыми богатыми и стратегически выверенными портфелями брендов.
Toyota (7 активных брендов)
Создание отдельного бренда Century, изначально символа японской роскоши для императорской семьи и топ-менеджеров, стало знаковым шагом. Опираясь на философию ручного труда и национальные традиции, Century теперь стоит на ступень выше глобального премиум-бренда Lexus.
Stanislav Kogiku/SOPA Images/LightRocket via Getty Images
Это решение идеально вписывается в стройную систему Toyota, которая является эталоном управляемой многобрендовости:
- Материнский бренд Toyota покоряет массовый рынок, ассоциируясь с надёжностью и доступностью.
- Суббренд Crown эволюционировал в семейство премиальных моделей для более молодого поколения.
- Подразделение Gazoo Racing отвечает за спортивные амбиции.
- Микромобильность и коммерческий транспорт закрывают Daihatsu и Hino соответственно.
Toyota
Volkswagen AG (13 активных брендов)
Немецкий концерн Volkswagen — классический пример тщательно выстроенной многоуровневой пирамиды. В основании лежат массовые бренды, каждый со своим характером:
- Volkswagen (универсальность).
- Škoda (практичность).
- Cupra (эмоциональность, бывший SEAT).
- Jetta (бюджетный бренд для рынка Китая).
Cupra
Сердце премиум-сегмента — бренд Audi, олицетворяющий прогрессивную роскошь и высокие технологии.
Выше располагаются люксовые и спортивные активы: английский Bentley, немецкий Porsche и итальянские Lamborghini и Ducati. На самой вершине иерархии обосновалась Bugatti, выступающая технологическим авангардом группы.
Bugatti
Прочные позиции в секторе коммерческого транспорта обеспечивают MAN, Scania и Volkswagen Commercial Vehicles. Эта чёткая пирамида позволяет VAG быть своим для каждого покупателя, не размывая ценности отдельных марок.
Stellantis (13 активных брендов)
Если VAG — это пирамида, то Stellantis — настоящая федерация автономных марок, объединённых после слияния итальянско-американского FCA и французской PSA. Сила конгломерата заключается в узкой специализации его легендарных марок.
Американское крыло представлено тремя столпами:
- Брутальные внедорожники Jeep.
- Мощные пикапы Ram.
- Динамичные спорткары и внедорожники Dodge.
Jeep
Европейское направление занимает массовый сегмент: практичные Peugeot, авангардные Citroën и немецкий Opel с его британским аналогом Vauxhall.
Vauxhall
Особое место занимает итальянское наследие: Fiat — символ доступной и стильной городской мобильности (чей 500 стал культурным феноменом) — и спортивный суббренд Abarth, превращающий городские автомобили в заряженные хот-хэтчи. Итальянская группа также представлена спортивным премиум-брендом Alfa Romeo, эксклюзивным люксовым производителем Maserati и возрождающейся Lancia.
Lancia
Отдельно позиционируется французский люксовый DS Automobiles, олицетворяющий высшую французскую роскошь. Stellantis не стремится к жёсткой иерархии, позволяя каждой марке сохранять уникальность, что доказывает: сила союза — в разнообразии его участников.
DS
Geely Group (13 активных брендов)
Китайская Geely Group построила свою глобальную империю на стратегических партнёрствах, создав экосистему взаимодополняющих брендов, охватывающих всё — от массового рынка до передовой электромобилизации.
Geely
Фундаментом группы является Geely Auto — массовый бренд, предлагающий технологичные и доступные модели. Недавно к нему добавился Geely Galaxy — дочерняя марка, сосредоточенная на гибридах и электромобилях.
Коммерческий транспорт закрывает Farizon Auto, а марка London Electric Vehicle Company (LEVC) монополизировала выпуск экологичных кэбов для лондонского такси.
LEVC
Премиальные активы группы имеют международное происхождение. Шведская Volvo Cars, сохраняя операционную самостоятельность, выступает ключевым донором технологий и платформ. На её основе расцвели:
- Lynk & Co, предлагающий инновационную модель подписки на автомобили.
- Polestar, флагман электромобильного премиума, котирующийся на бирже.
Polestar
Британская Lotus Cars совершила переход от спорткаров с ДВС к высокотехнологичным электрокарам, представив гипервнедорожник Eletre.
Lotus
Глобальный характер группы подчёркивают Proton (Малайзия) и бренд городских электромобилей Smart (совместное предприятие с Mercedes-Benz Group). Картину завершают молодой электрический бренд Zeekr (премиум-сегмент) и Livan (бывший Lifan), фокусирующийся на доступных электромобилях.
Zeekr
Chery Automobile (11 активных брендов)
Китайский автогигант Chery демонстрирует один из самых гибких и многогранных подходов к управлению портфелем, чётко разделяя марки по ценовым сегментам и целевым аудиториям.
- Базовая марка Chery занимает массовый рынок.
- Для международной экспансии созданы Omoda и Jaecoo, ориентированные на молодёжные тренды и смелый дизайн.
- Для поклонников активного образа жизни существует Jetour (повышенная проходимость).
- Премиальный сегмент атакует Exeed, делая ставку на высокое качество отделки и передовые технологии.
Exeed
Коммерческий транспорт представлен брендом Karry. Chery также активно развивает электромобильное будущее: совместно с Huawei создан премиальный бренд Luxeed, а Exlantix представляет собственную разработку компании.
Отдельное место занимает бренд Kaiyi (50% акций у Chery), предлагающий доступные автомобили на проверенных платформах. С 2022 года в состав группы входит тайваньский бренд Soueast, официально представленный в РФ.
Soueast
Примечательно, что Chery возрождает даже ранее не самые успешные направления. Яркий пример — бренд Rely, который теперь позиционируется как современный производитель пикапов (новая модель Rely R08 представлена в 2025 году). Опыт совместного предприятия с Jaguar Land Rover также остаётся важным активом, позволяя компании перенимать лучшие практики в производстве премиум-класса.
Autohome.com.cn
Заключение
Пять автогигантов — пять разных философий управления брендовыми портфелями. Toyota демонстрирует выверенную иерархию и уважение к традициям. Volkswagen AG олицетворяет немецкий порядок и всеобъемлющий охват. Stellantis делает ставку на силу легенд и их самостоятельность. Geely Group показывает эффективность стратегических альянсов и грамотных инвестиций. Chery воплощает в себе гибкость и скорость, характерные для новой китайской экономики.
Объединяет их понимание простой истины: в современном мире нельзя быть всем для всех под одной эмблемой. Будущее автопрома — за искусством управления целыми созвездиями брендов, где каждая марка движется по своей уникальной орбите, но все вместе они образуют мощную галактику, способную покорить любой рынок.






